Лечение дистрофии сетчатки

Центральная дистрофия сетчатки или возрастная макулярная дегенерация (ВМД) – это хроническое прогрессирующее дистрофическое заболевание центральной области сетчатки глаза (макулы), которое приводит к постепенной потере центрального зрения, необходимого для четкого восприятия предметов.

ВМД - главная причина инвалидности по зрению в индустриально развитых странах. Только в Европе этим недугом страдает около 12 млн. человек.

Макула –это овальное пигментированное пятно вблизи центра сетчатки, которое отвечает за остроту зрения. Представляет собой несколько слоев специальных клеток: слой фоторецепторов расположен над слоем клеток пигментного эпителия сетчатки, а ниже – тонкая мембрана Бруха, отделяющая верхние слои от сети кровеносных сосудов (хориокапиляров), обеспечивающих макулу кислородом и питательными веществами.

По мере старения глаза накапливаются продукты обмена клеток, образуя так называемые «друзы» – желтоватые утолщения под пигментным эпителием сетчатки. Наличие множества мелких друз или одной (или нескольких) крупных друз считается первым признаком ранней стадии «сухой» формы ВМД. «Сухая» (неэкссудативная) форма встречается наиболее часто, примерно в 90% случаев.

По мере накопления друзы могут вызывать воспаление, провоцируя появление эндотелиального фактора роста сосудов (Vascular Endothelial Grows Factor - VEGF) — белка, способствующего росту новых патологических кровеносных сосудов с несостоятельной клеточной стенкой.

Новые кровеносные сосуды прорастают через мембрану Бруха. Так как новообразованные сосуды по природе своей патологические, плазма крови и даже форменные элементы крови проходят через их стенки и попадают в слои сетчатки.

С этого момента ВМД начинает прогрессировать, переходя в другую, более агрессивную форму – «влажную». Жидкость накапливается между мембраной Бруха и слоем фоторецепторов, поражает уязвимые нервы, обеспечивающее здоровое зрение. Если не остановить этот процесс, то кровоизлияния будут приводить к отслойкам и образованию рубцовой ткани, что грозит невосполнимой потерей центрального зрения. «Влажная» (экссудативная) форма встречается значительно реже «сухой» (приблизительно в одном-двух случаях из 10), однако является более опасной за счет стремительного прогрессирования и быстрого ухудшения зрения.

Исходом «влажной» (экссудативной) формы ВМД является формирование дисциформного рубца в макулярной области.

Факторами риска для развития центральной дистрофии сетчатки является возраст (более 50 лет), пол (как правило, чаще страдают женщины), наследственная предрасположенность, курение, атеросклероз и артериальная гипертензия, неправильное питание и интенсивное воздействие ультрафиолета.

Следует отметить, что ранние стадии заболевания протекают бессимптомно, однако при прогрессировании процесса, пациенты отмечают снижение остроты зрения, затуманенность и искажение изображения, линий.

Ключевыми компонентами для диагностики ВМД являются данные анамнеза,

оценка остроты зрения,

осмотр глазного дна,

оптическая когерентная томография,

флюоресцентная ангиография.

МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ

Полностью вылечить ВМД невозможно. Тем не менее, развитие заболевания можно замедлить, приостановить, а иногда даже добиться улучшения состояния. «Сухая» форма не требует медикаментозного и хирургического вмешательства. Своевременное наблюдение за дистрофическим процессом в сетчатке, диета, отказ от курения оказывают благоприятное воздействие на сетчатку. Общеизвестно, что здоровая диета, содержащая богатые витаминами С и Е, лютеином и зеаксантином свежие фрукты, тёмно-зелёные овощи и салат являются ключевыми для здоровья глаз. По данным ряда исследований не реже 2-3 раз в неделю рекомендуется употреблять в пищу рыбу и орехи, которые богаты омега-3 жирными кислотами и медью. Имеются данные, что диета с достаточным содержанием омега-3 жирных кислот, лютеина и зеаксантина способна снизить риск ВМД.

«Влажная» форма центральной дистрофии сетчатки – грозное осложнение, способное привести к слепоте, требующее медикаментозное лечение – введение анти- VEGF -препаратов неспосредственно в стекловидное тело.

В нашей клинике широко применяется интравитреальное введение антипролиферативных препаратов. На протяжении нескольких лет данная группа препаратов хорошо зарекомендовала себя в клинической практике, действие их доказано множеством клинических исследований. Все инъекции проводятся исключительно в стерильных условиях. Пациентам назначают антибактериальные глазные капли за 5-7 дней до инъекции, и далее 5-7 дней после нее.