Лечение сосудистых заболеваний сетчатки

Сердечно-сосудистые заболевания в настоящее время называют «проблемой века», считая их одной из основных причин инвалидизации и смертности, в частности людей трудоспособного возраста. Это обусловлено неуклонным ростом атеросклероза и гипертонической болезни, приводящей к локальным поражениям глазного дна. Своевременная диагностика и лечение сосудистых заболеваний сетчатки позволяет сохранить здоровье глаз и обеспечивает хорошее зрение на долгие годы. Специалисты нашей клиники имеют большой опыт работы в данной сфере и используют новейшее оборудование и инновационные технологии.

СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ –  "ПРОБЛЕМА ВЕКА"

Факторами риска, способствующими развитию окклюзии центральной вены сетчатки (ЦВС), являются:

1. Пожилой возраст: более 50% окклюзий ретинальных вен составляют больные старше 65 лет
  2. Гиперлипидемия (холестерин более 6,0 ммоль/л)
  3. Коронарные и цереброваскулярные заболевания занимают около 65% пациентов. К ним относится: сахарный диабет, артериальная гипертензия
  4. Повышенное внутриглазное давление увеличивает риск возникновения окклюзии ЦВС

Причины развития окклюзии ЦВС:

1. Наружная компрессия (артериосклероз)
  2. Заболевания крови
  3. Венозный застой
  4. Воспаление внутренней стенки сосуда

Основными жалобами пациентов являются:

Внезапное чувство затуманивания, искривления предметов, появление дефекта в поле зрения

Острота зрения вариабельна в зависимости от степени вовлечения в процесс центральной области сетчатки

При осмотре главного дна пациентов с окклюзией центральной вены сетчатки выявляются кровоизлияния в виде «языков пламени», точек и пятен, отек сетчатки, появление ватообразных очагов. Диск зрительного нерва отечен и имеет стушеванные контуры. Глазное дно имеет вид «раздавленного помидора».

Офтальмологический осмотр включает:

Компьютерная томография макулярной области позволяет определить толщину отека центральной области сетчатки, а также определить показания к интравитреальному введению лекарственного препарата

Флюоресцентная ангиографическая диагностика. Выполняется при первом обращении пациента. Исключением могут быть случаи, когда исследование не может быть выполнено из-за непрозрачности оптических сред или множественных интраретинальных геморрагий, затрудняющих интерпретацию результатов ангиографического исследования. Повторную ангиографию целесообразно выполнять спустя 3 месяца. Это позволяет объективно оценить эффективность лечения и выявить признаки, свидетельствующие о необходимости выполнения лазерной коагуляции сетчатки.

Окклюзии вен сетчатки

Окклюзия центральной вены сетчатки (ЦВС) Гемицентральная ретинальная окклюзия Окклюзия макулярной ветви ЦВС

Впоследствии, при неадекватном лечении у пациентов после окклюзии сосудов сетчатки может развиться неоваскуляризация сетчатки

и рубеоз радужки

При лечении окклюзии центральной вены сетчатки на благоприятный исход можно надеяться только в острой стадии (до 14 дней) при раннем назначении адекватной терапии. В течение 7-10 дней под контролем протромбинового индекса крови назначают такие препараты, как антикоагулянты (гепарин, фраксипарин), тромболитические препараты (гемаза), антиагреганты (аспирин). Большинство пациентов с окклюзией ЦВС и ее ветвей нуждаются в длительном лечении в условиях стационара, где им будет проведена эффективная инфузионная терапия.

Интравитреальное введение препарата Озурдекс оказывает прямое действие на резорбцию кистозного макулярного отека при окклюзиях ЦВС и ее ветвей

Озурдекс – имплантат для интравитрельного введения, содержащий 700 мкг дексаметазона. Дексаметазон – мощный кортикостероид, который оказывает выраженное противовоспалительное действие, уменьшает образование отека, снижает проницаемость капилляров.

Противопоказанием к введению препарата являются:

• периокулярная инфекция, включая активный герпетический (herpes simplex) эпителиальный кератит (древовидный кератит), ветряную оспу, микобактериальные инфекции и грибковые заболевания.
  • Развитая стадия глаукомы
  • Гиперчувствительность к активному или любому другому компоненту препарата
  • Возраст до 18 лет

С осторожностью!

• Герпетические инфекции глаза (herpes simplex) в анамнезе
  • Беременность и период лактации
  • Афакия
  • У пациентов, принимающих антикоагулянты или антиагреганты

Подготовка пациентов перед введением препарата включает в себя назначение за 3 суток до введения препарата инстилляции капель Индоколлир 3 раза в день и капель Вигамокс 3 раза в день.

Интравитреальное введение препарата проводится в условиях операционной!

Наблюдение и ведение пациентов после инъекции осуществляется в течение 6 месяцев. Назначают инстилляции капель Индоколлир 3 раза в день в течение 1,5 месяца, капель Вигамокс 3 раза в день по убывающей схеме в течение 2 недель. При гипертензии назначают ингибиторы карбоангидразы (капли Азопт, Косопт). Всем пациентам проводят обследования, включающие исследование остроты зрения, бесконтактную тонометрию, офтальмоскопию с широким зрачком, цифровое фото с помощью фундус-камеры и компьютерную томографию макулярной области.

Лазерное лечение

Лазерная коагуляция окклюзий вен сетчатки является важным этапом в системе их комплексного лечения. Необходимость применения этого метода и сроки проведения должны решаться в каждом конкретном случае в соответствии с особенностью клинического течения и данных флюоресцентной ангиографии (ФАГД). Лазерное лечение проводится через 3 месяца после окклюзии.

Показанием к лазерному лечению сетчатки является:

1. Наличие новообразованных сосудов
  2. Формирование ишемических областей
  3. Развитие неоваскулярной глаукомы
  4. Формирование ишемического макулярного отека

Основной целью лазерного лечения является профилактика развития осложнений, связанных с развитием кровоизлияний в стекловидное тело, неоваскуляризацией сетчатки, тракционной отслойкой сетчатки, приводящей к слепоте.

Клинические примеры

Наш опыт использования препарата Озурдекс у пациентов с посттромботическим макулярным отеком, вследствие окклюзии ЦВС и ее ветвей, продемонстрировал его высокую эффективность в динамике повышения остроты зрения за счет уменьшения отека сетчатки в отсутствии побочных эффектов при ближайших результатах лечения.

Советы офтальмолога, чтобы не пропустить беду

1. Прислушайтесь к своему здоровью. Раз в 3 месяца проверяйте кровь на гликированный гемоглобин. Контролируйте свой липидный профиль и протромбиновый индекс.
  2. Рекомендуется ежедневный контроль артериального давления и ежемесячный контроль ЭКГ
  3. Необходимо проведение допплерографии сосудов головы и шей для исключения наличия окклюзии крупных сосудов.
  4. И последнее. Ласковое слово - лучшее лекарство! Идите к тем врачам, которым Вы доверяете!